Жетоны - это универсальная система поощрений, и использовать ее для обучения можно вне зависимости возраста или развития ребенка. Естественно, нужно выбирать количество жетонов на основе индивидуальных потребностей ребенка, но понять, что нужно собрать определенное количество жетонов для того, что бы получить приз - может практически каждый ребенок.
Жетоны можно использовать как для положительного, так и для отрицательного усиления поведения. То есть, если ребенок собрал или получил 5 жетонов, он может получить приз или перемену. Одно из самых больших преимуществ использования жетонов - это возможность использовать разнообразные стимулы, включая такие действия и занятия, которые занимают время. То есть, когда ребенок "заработает" все жетоны - он может выбрать именно то, что ему хочется в данный момент - шоколадку или перемену, конфету или игру в паровозик, игру в компьютер или мультики, и т.д.
Но ребенок, который не понимает речь и не разговаривает может не отреагировать на жетоны, и не сразу понять их назначение и ценность. Поэтому, первоначальным этапом для таких детей будет обучение самого условия - все жетоны - и приз.
Для выполнения возьмите пустую жетонницу, и ничего не требуя от ребенка, кроме того, что бы он спокойно сидел за столом - начинайте прикреплять жетоны один за другим. Не делайте это очень быстро, что бы ребенок мог проследить за каждым из них (не менее чем один в секунду, можно даже чуть медленней). Как только все жетоны будут прикреплены - сразу же, как можно быстрее, достаньте коробку с призами, и скажите ребенку, указывая на жетоны: "Смотри, все жетоны на месте - можешь выбрать приз" - и протянуть ему коробку.
После того, как вы увидите, что ребенок с интересом наблюдает за тем, что на жетоннице появляются жетоны, и когда он видит, что все жетоны на месте - начинает искать глазами приз, с этого момента можно начинать использовать жетоны во время обучения…
5 принципов работы с жетонами:
1. Если ребенка не интересуют призы, можно с таким же успехом использовать процесс отрицательного усиления и когда ребенок соберет все жетоны - освобождать его от занятий.
2. Чем нейтральнее жетоны, тем лучше. У некоторых детей могут развиться обсессии на определенный порядок жетонов (например, красный, потом обязательно должен быть синий, а если будет зеленый, то ребенок устроит скандал).
3. Не обязательно заканчивать упражнение вместе с тем, когда ребенок собрал все жетоны. Может быть такая ситуация, что ребенок собрал все жетоны и получил приз. После этого все жетоны снимаются с жетонницы, и ребенок продолжает работать над тем же заданием, что и делал до этого. Или наоборот - можно закончить задание еще до того, как ребенок собрал все жетоны, и перейти к следующему заданию, продолжая с той же жетонницей.
4. Ни в коем случае не забирать жетоны обратно, и не угрожать, что ребенок не получит жетон!!! Жетоны - это система поощрений. Если начать использовать жетоны как санкции или наказания, жетоны очень быстро потеряют свою ценность.
Если ребенок выполнил задание, но недостаточно хорошо, то лучше не говорить ему: "Ты плохо сделал, и поэтому не получил жетоны. Давай делай еще!". Следует сказать: "Смотри, ты уже получил три жетона, это неплохо. Давай, сделай еще то-то и то-то, и сможешь получить еще". То есть упоминать жетоны только в положительном контексте.
5. Не экономить и не тянуть с жетонами. Следует поощрять с помощью жетонов спонтанный взгляд в глаза, усидчивость, старание, а не только правильные ответы. И если ребенок ответил правильно, а при этом еще и посмотрел в глаза - то можно дать два жетона. То есть создать определенную иерархию, в которой самые лучшие реакции будут усиливаться большим количеством жетонов.
Таким образом, использование жетонов — прекрасная возможность получить нужные реакции ребёнка максимально быстро и просто. Жетоны можно применять в качестве мотивационного стимула для выполнения каких-либо инструкций, действий, с их помощью также можно усилить спонтанные желаемые действия ребенка, такие как спокойное сидение на стуле или ответная реакция в виде взгляда ребенка в глаза собеседника.