UA-49609110-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Учить или играть?

Опубликовано 25.01.2015

В настоящее время значительная часть учителей начальной школы склонна приветствовать умение первоклассника бегло читать до школы. Порой вопреки закону устраивается так называемое отборочное тестирование, когда учитель, проработавший в школе много лет или по каким-либо причинам занимающий в данной школе привилегированное положение, на этапе поступления ребёнка в школу просеивает через мелкое сито дошколят и в свой класс отбирает тех, с кем будет меньше хлопот. Цель понятна: нужны показатели техники чтения. Ими измеряется  «умелость»  учителя.

А так ли всё безобидно? Не стоит ли прислушаться к мнению психологов и медиков?

Читать полностью »

"Тревожный ребёнок в семье"

Опубликовано 05.10.2014

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка и нарушение детско-родительских отношений. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем ребенке "неудачника", заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются «высокотревожными», вследствие чего они и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха.

Читать полностью »

"Причины возникновения тревожного поведения у ребёнка"

Опубликовано 05.10.2014

Неадекватные требования родителей к возможностям  ребенка.

Повышенная тревожность самих родителей.

Непоследовательность родителей при воспитании ребенка.

Предъявление ребёнку противоречивых требований.

Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них.

Стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей.

Авторитарный стиль воспитания в семье.

Гиперсоциальность родителей: стремление родителей всё  делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам. 

Читать полностью »

"Как быть со страхами детей"

Опубликовано 05.10.2014

Страх – это естественная эмоция, которую порой испытывают все живые существа. Страх выполняет для человека защитную функцию.

Читать полностью »

"Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка"

Опубликовано 05.10.2014

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

 

1.Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

-проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

-помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

-контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

-не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";

-стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

-избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;

-реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

-не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

-выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

 

2.  Изменение психологического микроклимата в семье:

 

-уделяйте ребенку достаточно внимания;

-проводите досуг всей семьей;

-не допускайте ссор в присутствии ребенка.

 

3.  Организация режима дня и места для занятий:

 

-установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

-чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

-оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

-избегайте по возможности больших скоплений людей;

-помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

-организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

 

4.  Специальная поведенческая программа:

 

-придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

-не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

-чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

-составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

-воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

-не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

-постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

-не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

-не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

-помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

-не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

-объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

 -Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

-Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

  • простое удержание

 - Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами.

Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

-Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки "принятия". В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика "позитивной модели", заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

-Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

-Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это нарушение, требующее своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 6 лет.

Читать полностью »

"Способы воздействия на поведение детей"

Опубликовано 05.10.2014

Читать полностью »

"Использование игровой терапии"

Опубликовано 05.10.2014

     Одним из наиболее эффективных психотерапевтических средств в работе с детьми  с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игровая терапия. Игровая терапия имеет широкие возможности и при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого, в эффективности которых мы неоднократно убеждались в процессе своей работы с гиперактивными дошкольниками.

Читать полностью »

"Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми"

Опубликовано 05.10.2014

Читать полностью »

"Маленький непоседа"

Опубликовано 05.10.2014

    Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность. Особенности поведения таких детей  свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.

Читать полностью »

"Взаимодействие с гиперактивным ребёнком"

Опубликовано 05.10.2014

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

Читать полностью »