В настоящее время значительная часть учителей начальной школы склонна приветствовать умение первоклассника бегло читать до школы. Порой вопреки закону устраивается так называемое отборочное тестирование, когда учитель, проработавший в школе много лет или по каким-либо причинам занимающий в данной школе привилегированное положение, на этапе поступления ребёнка в школу просеивает через мелкое сито дошколят и в свой класс отбирает тех, с кем будет меньше хлопот. Цель понятна: нужны показатели техники чтения. Ими измеряется «умелость» учителя.
А так ли всё безобидно? Не стоит ли прислушаться к мнению психологов и медиков?
Прежде всего, необходимо отметить, что все авторские методики раннего обучения чтению рассчитаны на здорового ребёнка. Но в настоящее время здоровых детей крайне мало. Наиболее актуальны неврологические, психические и психологические проблемы. У большинства детей в выписном эпикризе из роддома значится диагноз ПП ЦНС «перинатальное поражение центральной нервной системы» (встречается аналог ПЭП = перинатальная энцефалопатия), который позже трансформировался в ММД (минимальные мозговые дисфункции), МЦД (минимальные церебральные=мозговые дисфункции). Неврологи таких детей снимают с диспансерного учёта в 1 год или в 3 и, как правило, больше не лечат. Со стороны медицины к состоянию ребёнка претензий нет. Но проблема в том, что на смену неврологической симптоматике приходит смешанная, психолого-неврологическая, поведенческая, личностная. Последствия ПП ЦНС имеют различные формы проявлений: дезорганизованность, нарушения зрительно-моторной координации, восприятия, гиперактивность, дефицит внимания, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), гипоактивность и т.д. К этим детям нужен особый подход, бережное отношение к их психике.
Такие дети не способны без ущерба для здоровья до школы научиться читать и писать. Их чтение – механическое, простое складывание букв. Цена, которую платит ребёнок – дальнейшее разрушение и без того от рождения травмированной или несовершенной нервной системы.
Кроме того, существует педагогическая и психологическая готовность к школе. Читать, считать, писать – это то, чему учат, это – задача школы. Ведущая деятельность школьного периода детства – учебная.
Задача дошкольного детства – ИГРАТЬ. Вершина игровой, ведущей в дошкольный период детства, деятельности, которая способствует подготовке к усвоению знаний в процессе обучения – игра с правилами. От неё переходят к школьным правилам. Если же ребёнку не дать поиграть и сразу отправить учиться, важнейшая ступенька в развитии ребёнка будет разрушена, благоприятный период будет безнадёжно потерян.
Это обязательно отразится на всей обучаемости.
Так стоит ли прыгать через ступеньку? Не стоит ли подумать о главном для ребёнка-дошкольника: развитии его движений, пространственных представлений, координации, эмоций, навыков общения, самооценки - в игровых формах деятельности?
А всего-то и надо, что открыть программы детского сада и школы и сравнить их, разобравшись, каковы задачи дошкольного и школьного этапов образования.
По закону, главный и первый учитель ребёнка – родитель. Однако, многие ли родители в полной мере осведомлены о состоянии здоровья собственных детей и об их стартовых возможностях для обучения чему-либо, в том числе и чтению? Не разумнее ли обратиться к опытному психологу для обследования ребёнка с целью определения уровня дошкольной зрелости малыша? Запрос для обращения – установление психологического возраста ребёнка. Часто биологический возраст значительно опережает психологический: по свидетельству о рождении ребёнку уже 6, а развитие у него и до пяти «не дотягивает».
Порой вербализм воспринимается как опережающее развитие, замкнутость и неумение общаться – как послушание и умение вести себя в соответствии с правилами.
Школьные трудности ребёнка можно предупредить. Если дома нет психолого-педагогической литературы по развитию и воспитанию дошкольников – не беда. Почти в каждом доме есть Интернет. Задайте поисковику задачу показать ответы на вопросы:
- Что такое перинатальное поражение центральной нервной системы?
- Что такое ММД?
- Каковы проявления ММД у детей дошкольного и школьного возраста?
- Каковы особенности обучения детей с ММД?
- Полезно или вредно раннее обучение ребёнка чтению?
По ходу ознакомления с ответами на эти вопросы, внимательно изучите историю развития вашего ребёнка. Что-то непонятно?
Идите за разъяснениями к психологу, к психоневрологу, неврологу – но не сидите, не ждите, что ситуация разрешится сама собой!
Учитывайте, что не каждый психолог ответит на ваши вопросы. Как у врачей много специальностей (педиатр, офтальмолог, стоматолог, хирург…), так и у психологов. Клинический (медицинский) психолог вам скажет о здоровье, социальный – о взаимоотношениях с людьми, инженерный – о процессах информационного взаимодействия человека и технических устройств. Педагог-психолог (практический психолог образования) разберётся в задатках ребёнка, в способах взаимодействия с ним в процессе обучения и воспитания, даст рекомендации по развитию и коррекции его внимания, памяти, воображения (фантазии), мышления, речи.
Обращайтесь к психологам образовательных учреждений