UA-49609110-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опыт учителя-дефектолога А.В. Куровой

Ребёнок испытывает потребность в общении с самого рождения.  Он растет, и потребность в общении увеличивается. Во взаимодействии  со сверстниками ребёнок усваивает разные формы поведения, учится общаться и взаимодействовать с другими детьми, добиваться своих целей.       

Работая с детьми с нарушением развития,  мы знаем, что у детей  этой категории, все психические функции развиваются своеобразно и с запаздыванием.  И  развитие такого   ребёнка, качественно отличается от развития нормально развивающегося ребёнка.

       Особому ребёнку  трудно установить  эмоциональный контакт даже с близкими людьми, а тем более со сверстниками. Отсутствие навыков общения,  а так же недостаточность навыков саморегуляции, затрудняют интеграцию ребёнка в среду сверстников.

У ребёнка с нарушениями психического развития наряду с трудностями поведения  наблюдаются угнетения когнитивной и эмоциональной сферы. Даже у ребёнка с самыми тяжёлыми нарушениями в развитии всегда есть возможность для установления контактов. Нужно отметить, что эмоциональная связь с взрослым даёт возможность ребёнку не только расширить представления об окружающем, но и меняет представления ребёнка о самом себе. Ребёнок в результате контакта со взрослым, начинает лучше понимать свои эмоции. Эмоциональный  контакт с педагогом становится «мостиком» для общения с другими.

Занятие «Круг», короткое групповое занятие. Оно проводится в утренние часы. Придя в группу, ребёнок сначала наблюдает за другими, потом имеет возможность включиться в общую игру. Сидя или стоя в кругу, он имеет возможность сосредотачивать своё внимание на лицах сверстников, подражать им, в кругу легче регулировать поведение ребёнка

ЦЕЛЬ занятия «КРУГ» - дать каждому ребёнку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и почувствовать себя членом коллектива

ЗАДАЧИ занятия «КРУГ» - создать условия для формирования мотивации к взаимодействию и общению;

- формировать образ себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

-  стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребёнка;

-  развитие произвольной регуляции поведения;

- развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти;

- формирование представлений об окружающем мире.

     Название «КРУГ» продиктовано расположением его участников. Такое расположение даёт возможность на время сосредоточить внимание друг на друге и на предлагаемых играх. При таком расположении дети чувствуют единение друг с другом. Дети и взрослые выступают как равноправные участники, все соблюдают очерёдность. Неизменная структура даёт возможность прогнозировать ситуацию. Ребёнок ждёт  и это помогает легче принимать ситуацию и сохранить эмоциональный контакт  с   другими участниками.

      Необходимое условие проведения «КРУГА» эмоциональная и сенсорная насыщенность,  сенсорные переживания наиболее доступны  для детей, и  именно они позволяют переживать единение с группой сверстников. Для перехода от упражнения к упражнению используются дополнительные средства (мешочек). Он привлекает внимание и именно из него достаются все предметы, которые участвуют в играх.

Взрослые на занятии «КРУГ» - взрослый ведущий ключевая фигура,  на которую ориентируются все дети.Он организует весь ход занятия, предлагает игры. Дети подчиняются правилам и требованиям ведущего.

Остальные взрослые выступают на правах партнёров, но участвующие взрослые, помогают им соблюдать правила

Этапы освоения игры «КРУГ»  -

  1. Освоение ребёнком стереотипа занятия. Инициатор - взрослый. Здесь основные игры – ритмические стихи - потешки   с эмоциональной кульминацией.
  2. Ребёнок более активный участник игры. Включается в игру, в чтение стихов. Здесь уже подключаются и сенсорные игры, ритмические игры и игры на подражание.
  3.  Наряду с ранее усвоенными играми, включаются игры на взаимодейст вие. Ритмические и подражательные игры становятся более сложными.
  4. Дети усваивают содержание игр, могут проявлять инициативу, могут сами предлагать игры ведущему. 

  СТРУКТУРА   И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ «КРУГ».

  1.   - приветствие;

  - сенсорные  игры;

  - ритмические  игры;

 - игры по  правилам;

 - окончание КРУГа

Приветствие.

Начало и конец занятия строго обозначаются. Приветствие – оно может проходить в разных формах. 

Сенсорные  игры.

Создают благоприятный эмоциональный фон в группе. Стимулируют активность ребёнка. Для этого используют листья, воду, камушки, снег, сосульки. Эти игры позволяют поднять эмоциональный тонус ребёнка и увидеть эмоциональную реакцию сверстников.

Ритмические  игры.

Цель ритмических игр – эмоциональное заражение и эмоциональное единение. Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребёнка. Внешний ритм, задаваемый взрослым, помогает ребёнку собственную активность. Если движения ребёнка регулируются внешним ритмом, ему легче менять ритм в условиях ритмически организованной деятельности ребёнок может действовать без инструкций.

Игры  по  правилам.

Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые самые простые правила  предполагают, что участники действуют по очереди. Для этого в игре «КРУГ»  используются игры с предметами. Основное условие – дождаться своей очереди.

 Можно сказать, что игра «КРУГ» может стать для ребёнка ступенькой  на пути к  выходу в широкий мир, где можно жить и общаться. Для каждого участника « Круг» представляет собой интерактивную среду, которая готова принять ребёнка с любыми способностями. Именно здесь ребёнок находит интересную для себя деятельность, в которой ему хочется участвовать.

 

Конспект занятия

Презентация