ABA терапия или прикладной анализ поведении – это дисциплина, которая изучает поведение и использует ряд принципов для изменения поведения в лучшую, социально приемлемую сторону.
Приемы работы:
1.обучение без ошибок
2.подсказки
3.правила
4.поощрение (социально приемлемого поведения)
С помощью этих приемов, возможно, предотвратить проблемное поведение или побудить действовать социально приемлемым способом.
Что такое поведение?
Поведение – это любое действие (реакция), которое выполняет человек, которое можно объективно наблюдать и измерять (н-р: кусается, дерется, кричит…)
Поведение формируется наследственностью, средой, физиологическим состоянием и последствиями, которые влечет за собой поведение.
АВА использует систему поощрения – жетоны. Поощрение предъявляется после поведения и усиливает поведение в будущем. Перед ребенком лежит жетонница (металлическая коробка) и жетоны (магниты), за каждое правильное задание, ребенок получает жетон. Собрав все жетоны, ребенок получает приз (любимый предмет, игрушку, конфетку и т.д).
Подсказки – это стимул, который помогает реакции состояться.
Подсказки:
1.речевые
2.визуальные
3.физические (рука в руке, рука на уровне ладони, рука на уровне локтя, на уровне плеча).
Начинать работу нужно с простой имитации (инструкция: «Делай так» похлопать, поднять руки вверх и т.д.) и просьб (инструкция: «Дай ложку» при этом на столе лежит только одна ложка). Работа над просьбами начинается с предъявления социально-бытовых предметов.
Задание выполняется сначала «рука в руке», затем на уровне кисти и так до самостоятельной реакции.
Подготовил: учитель-дефектолог Фурсова К.М.