Страх – это естественная эмоция, которую порой испытывают все живые существа. Страх выполняет для человека защитную функцию.
Страхи имеют возрастную динамику.Кроме того, причинами возникновения страхов могут быть:
- чрезмерная опека ребёнка родителями. Родители оберегают ребёнка от всех неприятностей, чрезмерно беспокоятся за него. Следствием чего ребёнок воспринимает мир как чужой и грозящий опасностями
- разговоры взрослых в присутствии ребёнка о болезнях, несчастьях и т.п. Следствие - дети воспринимают мир через призму взглядов своих родителей
- конфликтные отношения в семье, развод родителей
- неуверенность родителей в своих воспитательных действиях. Для психологического благополучия детей важно, чтобы родители являлись некой крепостью, которая уверенно ограничивает рамки свободы и в то же время надёжно защищает. В противном случае у ребёнка возникают внутренние «ограничители» в виде страхов
- травматический опыт, полученный ребёнком (укус собаки и т.п.)
- отсутствие общения со сверстниками. В совместных играх дети одного возраста невольно обращаются к теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям и одновременно получают групповую поддержку.
Способы освобождения от страха
Ребёнок освобождается от страха, если он переживает это чувство. Чтобы помочь ребёнку пережить страх, можно предложить посмотреть детские художественные и мультипликационные фильмы, или почитать сказки и другие художественные произведения, в которых герои преодолевают свой страх.
Рекомендуемые художественные фильмы для детей:
«Приключения Карика и Вали»;
«Новогодние приключения Маши и Вити»;
«Приключения жёлтого чемоданчика».
Рекомендуемые мультипликационные фильмы для детей:
«Бояка мухи не обидит»;
«Змей на чердаке»;
«Нехороший мальчик»;
«Ничуть не страшно»;
«Дедушка Ау».
Рекомендуемая художественная литература для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста:
«Приключения жёлтого чемоданчика» Софья Прокофьева;
«Тук-тук-тук» Николай Носов;
«Живая шляпа» Николай Носов;
«Прятки» Николай Носов;
«Находчивость» Николай Носов.
Необходимо исключить просмотр детьми художественных фильмов – «ужастиков», компьютерных игр, чтение книг с похожей направленностью.
Чтобы помочь детям преодолеть страхи, необходимо детям за 30 минут до сна давать пить тёплое молоко. Оно успокаивает ум ребёнка. Кроме этого уменьшению страхов у детей способствует выезд на природу. Устранению страхов у детей способствует и сон с 21 часа, поскольку ранний сон способствует появлению ощущения спокойствия. Ребёнок перестаёт бояться, если взрослые, находящиеся рядом позволяют ему проговаривать вслух свои страхи, поскольку эмоции, выраженные словами, теряют свою силу.
Игры в домашних условиях, способствующие освобождению от страхов
Качели
Ребёнок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.
Взрослый встаёт сзади, кладёт руки на полечи сидящему ребёнку, и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Игра способствует возникновению у ребёнка чувства родительской защищённости, надёжности.
Сражение
Родителям и ребёнку предлагается бросать друг в друга мелкими, нетяжёлыми предметами (бумажные шарики, еловые шишки) из-за укрытия в виде стульев, поставленных напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. Предметы нельзя бросать слишком сильно, главное – попасть и увернуться. Игра способствует уменьшению страха боли, уколов, неожиданного воздействия, способствует ослаблению напряжённости между взрослыми и ребёнком.
Пролезание
Родители и ребёнок по очереди пролезают через ряд стульев. В этой игре возможно догонять друг друга или уходить от погони. Игра способствует преодолению страхов замкнутого пространства и нападения.
Рекомендуемая литература для родителей
«Дневные и ночные страхи у детей» А.И.Захаров