Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между педагогами и родителями. Методический опыт воспитателя высшей квалификационной категории Алакиной Елены Марсовны Дидактическая игра "Как растет, как цветет, какое семечко даёт" Методический опыт учителя-дефектолога высшей квалификационной категории, руководителя районного методического объединения учителей-дефектологов Ленинского района Куровой Антонины Владимировны «Игра, жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий. Современный дошкольник, какой он? Активный, умелый и настойчивый. Дошкольник XXI века тянется к знаниям но, огромный поток информации, интернет, компьютерные игры, формируют у него неустойчивое внимание и делают неусидчивым. Имеющиеся резервы для развития и становления личности ребёнка, не всегда правильно используются взрослыми. Как же увлечь ребёнка? Что делать взрослому, чтобы ребёнок «включился»? И, мы взрослые понимаем, что помогут ребёнку «включится» формы деятельности дошкольника, соответствующие его возможностям и потребностям. И, прежде всего, это разные виды игр. Игры бывают разные. Конструктивные, подвижные, сюжетно-ролевые – именно они ведут за собой детское развитие. А как привлечь ребёнка к интеллектуальным играм? Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников. Дидактическая игра, относится к развивающим играм и представляет собой вид деятельности, помогающий обучению или развитию детей. Она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания, позволяет узнать что-то новое. Ребёнок, включаясь в дидактическую игру, получает возможность приобрести собственный опыт, самостоятельно действуя с пособием. Для того чтобы научится ориентироваться в окружающем, понять свойства и отношения предметов окружающего мира, ребёнку нужны многократные повторения действий, заложенных в основу дидактической игры или дидактического упражнения. В чём разница между дидактической игрой и дидактическим упражнением? Основу дидактических упражнений составляет сенсорное обучение, происходящее путём многократных упражнений с дидактическим материалом, разработанным с определённой целью. И ребёнок может действовать сам, повторяя заложенные в упражнении действия. Дидактическое упражнение – это этап дидактической игры, его можно проводить в индивидуально, в разное время, независимо от занятий. Дидактические материалы для дошкольников материалы простые по содержанию. Важные их качества – увлекательность содержания и способность к развитию мышления ребёнка. Обучайте, играя! Комплекс дидактических упражнений | Методический опыт Воспитатели Спирина Татьяна Михайловна и Краснянская Елена Марсовна представляют свой передовой педагогический опыт по подготовке воспитанников к конкурсным испытаниям, на примере Городского конкурса "Маленький принц"
| "#НАСТАВНИКЦЕНТР" Опыт учителя-дефектолога Куровой Антонины Владимировны Ребёнок испытывает потребность в общении с самого рождения. Он растет, и потребность в общении увеличивается. Во взаимодействии со сверстниками ребёнок усваивает разные формы поведения, учится общаться и взаимодействовать с другими детьми, добиваться своих целей. Работая с детьми с нарушением развития, мы знаем, что у детей этой категории, все психические функции развиваются своеобразно и с запаздыванием. И развитие такого ребёнка, качественно отличается от развития нормально развивающегося ребёнка. Особому ребёнку трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими людьми, а тем более со сверстниками. Отсутствие навыков общения, а так же недостаточность навыков саморегуляции, затрудняют интеграцию ребёнка в среду сверстников. У ребёнка с нарушениями психического развития наряду с трудностями поведения наблюдаются угнетения когнитивной и эмоциональной сферы. Даже у ребёнка с самыми тяжёлыми нарушениями в развитии всегда есть возможность для установления контактов. Нужно отметить, что эмоциональная связь с взрослым даёт возможность ребёнку не только расширить представления об окружающем, но и меняет представления ребёнка о самом себе. Ребёнок в результате контакта со взрослым, начинает лучше понимать свои эмоции. Эмоциональный контакт с педагогом становится «мостиком» для общения с другими. Занятие «Круг», короткое групповое занятие. Оно проводится в утренние часы. Придя в группу, ребёнок сначала наблюдает за другими, потом имеет возможность включиться в общую игру. Сидя или стоя в кругу, он имеет возможность сосредотачивать своё внимание на лицах сверстников, подражать им, в кругу легче регулировать поведение ребёнка ЦЕЛЬ занятия «КРУГ» - дать каждому ребёнку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и почувствовать себя членом коллектива ЗАДАЧИ занятия «КРУГ» - создать условия для формирования мотивации к взаимодействию и общению; - формировать образ себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми; - стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребёнка; - развитие произвольной регуляции поведения; - развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти; - формирование представлений об окружающем мире. Название «КРУГ» продиктовано расположением его участников. Такое расположение даёт возможность на время сосредоточить внимание друг на друге и на предлагаемых играх. При таком расположении дети чувствуют единение друг с другом. Дети и взрослые выступают как равноправные участники, все соблюдают очерёдность. Неизменная структура даёт возможность прогнозировать ситуацию. Ребёнок ждёт и это помогает легче принимать ситуацию и сохранить эмоциональный контакт с другими участниками. Необходимое условие проведения «КРУГА» эмоциональная и сенсорная насыщенность, сенсорные переживания наиболее доступны для детей, и именно они позволяют переживать единение с группой сверстников. Для перехода от упражнения к упражнению используются дополнительные средства (мешочек). Он привлекает внимание и именно из него достаются все предметы, которые участвуют в играх. Взрослые на занятии «КРУГ» - взрослый ведущий ключевая фигура, на которую ориентируются все дети.Он организует весь ход занятия, предлагает игры. Дети подчиняются правилам и требованиям ведущего. Остальные взрослые выступают на правах партнёров, но участвующие взрослые, помогают им соблюдать правила Этапы освоения игры «КРУГ» -
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ «КРУГ».
- сенсорные игры; - ритмические игры; - игры по правилам; - окончание КРУГа Приветствие. Начало и конец занятия строго обозначаются. Приветствие – оно может проходить в разных формах. Сенсорные игры. Создают благоприятный эмоциональный фон в группе. Стимулируют активность ребёнка. Для этого используют листья, воду, камушки, снег, сосульки. Эти игры позволяют поднять эмоциональный тонус ребёнка и увидеть эмоциональную реакцию сверстников. Ритмические игры. Цель ритмических игр – эмоциональное заражение и эмоциональное единение. Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребёнка. Внешний ритм, задаваемый взрослым, помогает ребёнку собственную активность. Если движения ребёнка регулируются внешним ритмом, ему легче менять ритм в условиях ритмически организованной деятельности ребёнок может действовать без инструкций. Игры по правилам. Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые самые простые правила предполагают, что участники действуют по очереди. Для этого в игре «КРУГ» используются игры с предметами. Основное условие – дождаться своей очереди. Можно сказать, что игра «КРУГ» может стать для ребёнка ступенькой на пути к выходу в широкий мир, где можно жить и общаться. Для каждого участника « Круг» представляет собой интерактивную среду, которая готова принять ребёнка с любыми способностями. Именно здесь ребёнок находит интересную для себя деятельность, в которой ему хочется участвовать.
|