Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между педагогами и родителями. Методический опыт воспитателя высшей квалификационной категории Алакиной Елены Марсовны Дидактическая игра "Как растет, как цветет, какое семечко даёт" Методический опыт учителя-дефектолога высшей квалификационной категории, руководителя районного методического объединения учителей-дефектологов Ленинского района Куровой Антонины Владимировны «Игра, жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий. Современный дошкольник, какой он? Активный, умелый и настойчивый. Дошкольник XXI века тянется к знаниям но, огромный поток информации, интернет, компьютерные игры, формируют у него неустойчивое внимание и делают неусидчивым. Имеющиеся резервы для развития и становления личности ребёнка, не всегда правильно используются взрослыми. Как же увлечь ребёнка? Что делать взрослому, чтобы ребёнок «включился»? И, мы взрослые понимаем, что помогут ребёнку «включится» формы деятельности дошкольника, соответствующие его возможностям и потребностям. И, прежде всего, это разные виды игр. Игры бывают разные. Конструктивные, подвижные, сюжетно-ролевые – именно они ведут за собой детское развитие. А как привлечь ребёнка к интеллектуальным играм? Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников. Дидактическая игра, относится к развивающим играм и представляет собой вид деятельности, помогающий обучению или развитию детей. Она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания, позволяет узнать что-то новое. Ребёнок, включаясь в дидактическую игру, получает возможность приобрести собственный опыт, самостоятельно действуя с пособием. Для того чтобы научится ориентироваться в окружающем, понять свойства и отношения предметов окружающего мира, ребёнку нужны многократные повторения действий, заложенных в основу дидактической игры или дидактического упражнения. В чём разница между дидактической игрой и дидактическим упражнением? Основу дидактических упражнений составляет сенсорное обучение, происходящее путём многократных упражнений с дидактическим материалом, разработанным с определённой целью. И ребёнок может действовать сам, повторяя заложенные в упражнении действия. Дидактическое упражнение – это этап дидактической игры, его можно проводить в индивидуально, в разное время, независимо от занятий. Дидактические материалы для дошкольников материалы простые по содержанию. Важные их качества – увлекательность содержания и способность к развитию мышления ребёнка. Обучайте, играя! Комплекс дидактических упражнений
Тренинг для педагогов «7 источников вдохновения и заботы о себе» Упражнение «Говорящий предмет» Цель: знакомство и сплочение участников тренинга. Фокусировка внимания на собственной личности, на своих представлениях о самом себе. Оптимизация отношения к себе. Ход упражнения: Посмотрите вокруг себя, возьмите в руки тот предмет, с которым Вы себя ассоциируете. Выбирайте себе предмет, который, по Вашему мнению, может рассказать о своем хозяине много интересного и занимательного. А, затем Вам надо будет рассказать от имени этого предмета о своей хозяйке (о себе самой). Подчеркивая Ваши лучшие и сильные стороны. ВСТУПЛЕНИЕ Цель:приветствие психолога, озвучивание темы тренинга. Краткое вступительное слово (цель, задачи, правила работы в тренинге)
Мы рады вас приветствовать сегодня здесь. Нам очень приятно, что вы пришли на тренинг «7 источников вдохновения и заботы о себе» Тема занятия «……….». Данная тема для всех нас близкая и знакомая. И мы с вами собрались, чтобы немного отдохнуть, расслабиться. Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду Покажи мне – и я запомню Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь» Таким образом, человек усваивает: 10% того, что слышит 50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает. Мы предлагаем вам проговорить и принять следующие правила. Правила тренинга:
Упражнение «Броуновское движение» Цель: сплочение, активизация и раскрепощение участников тренинга. Ход упражнения: Во время упражнения все участники беспорядочно двигаются, я называю какой-то признак, и вы объединитесь в группы по этому признаку. Например, я скажу: "объединяются в группы те, кто…
Упражнение-драматизация «Кинофильм» Цель:активизация положительного самовосприятия, самораскрытия. Показать ресурсность творческого отношения к проблеме, актуализирование творческого потенциала. Ход упражнения: Группам предлагается постановка сказки «Колобока» в следующих жанрах: 1. Комедия. 2. Ужас/триллер. 3. Мелодрама. 4. Боевик 15 минут подготовка и по 5 минут демонстрация.
Анализ:Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был лидером? Кто чувствовал себя востребованным? Кто хотел быть в стороне?
Упражнение «Я-лучшая» Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Ход упражнения: Необходимо разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: "Ты молодец – раз! Ты молодец - два!" и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется затем, внутренний и внешний круг меняются местами, упражнение повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Упражнение «Волшебный лес чудес» Цель: создание благоприятной и доверительной атмосферы, снижение ситуативной и межличностной тревожности, напряжение.
Ход упражнения: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: “лес — роща” и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине» (включить музыку «Звуки природы»).
Упражнение «Рефлексия» Цель: получения обратной связи и легализации эмоций поделитесь приобретенными знаниями, впечатлениями, внутренним состоянием со всеми участниками тренинга. Примерные вопросы для обсуждения: 1) Как вы себя чувствовали во время тренинга? 2) В какие моменты у вас возникали приятные ощущения, в какие — неприятные или нейтральные? 3) Что вам хотелось сделать во время выполнения заданий? 4) Узнали много нового и интересного? 5) Какая роль досталась мне легче, какая— труднее? 6) Насколько комфортно Вы чувствуете себя, когда ? 7) Что Вы узнали о себе? 8) Каковы были Ваши ощущения? 9) Заметил ли Вы привычные для себя способы поведения? 10) Как Вы реагировали на поведение других? 11) Удалось ли соблюдать командный дух? 12) Какие решения, открытия, осознания посетили Вас? 13) В какой социальной роли вам легче было (или было бы) находиться, подбирать слова и чувствовать себя увереннее? 14) Как вы сейчас себя чувствуете сейчас? 15) Обнаружили ли вы пользу от участия в тренинге? 16) С чем уходите, что возьмёте для себя? 17) Как вы считаете, для чего мы провели этот тренинг? | Методический опыт Воспитатели Спирина Татьяна Михайловна и Краснянская Елена Марсовна представляют свой передовой педагогический опыт по подготовке воспитанников к конкурсным испытаниям, на примере Городского конкурса "Маленький принц"
Мастер-класс: Макетирование в детском саду: Буданова О.В. Цель: Ознакомление и углубление знаний о технологии макетирования и способах работы с макетами в различных видах деятельности с детьми. Задачи: 1. Ознакомить с технологией макетирования. 2.Продемонстрировать способы работы с макетами в различных видах деятельности с детьми. Оборудование: макеты со стойками, материал для творческих работ, виды ткани, бумага, ножницы, фигурки животных, фантазийные персонажи, строительный и природный материал. Приветствие: Мои партнеры в образовательном процессе – это воспитанники разновозрастной группы комбинированной направленности для детей с ТНР. Почему я называю детей своими партнерами? Потому, что они являются полноправными участниками образовательного процесса и именно от них идет запрос на реализацию достижения целей своего же образования. В тесном сотрудничестве с детьми, я нахожусь в постоянном творческом поиске, результат которого должен удовлетворять всех участников процесса. Одно дело, просмотреть картинки или презентации, а другое – иметь возможность проиграть то, что не можем прожить. Например – путешествие в Африку здесь и сейчас. Для решения подобных задач на помощь приходит технология макетирования. Основные понятия: Макетирование – творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макет – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая функциональности представляемого объекта. Виды и типы макетов: Надежда Александровна Короткова предлагает нам такую классификацию макетов, разделив их на 2 вида:
Я хочу представить вашему вниманию макеты-карты, которые я использую в своей работе и с помощью которых решаю цели и задачи из различных образовательных областей. Их в свою очередь можно разделить на группы:
Требования к макетам: К своим макетам я предъявляю те же требования, что выставляет для нас стандарт к развивающей среде: - содержательно-насыщенными – дети имеют возможность сами создавать поле для своей деятельности - трансформируемые – макеты должны легко перемещаться и изменяться - вариативными – это не должно быть один макет с одним игровым набором. - доступными и безопасными, думаю необходимость этих условий не потребует пояснений. - эстетичными- помимо привлекательного вида, макет должен подвергаться обработке и не бояться детских рук. - полифункциональными- использоваться в различных зонах Работа с залом: Прошу обратить внимание на слайд. Всем знакомы темы недели. Посмотрите, в каких темах можно применить и как отработать в темах макет «Лес»? Макет «Деревенька»? Отлично! Как вы думаете, какая важная особенность макета, может сыграть важную роль в работе с детьми ТНР? Посмотрите, сколько всего можно придумать на одном лишь игровом поле! Для осуществления всех задумок, нам конечно необходимо будет некое наполнение. Это могут быть покупные игрушки и фантазийные персонажи созданные детьми и родителями, природный, строительный и бросовый материал, игрушки-заместители и другое. Макет в таком случае выступает связующим звеном для игр с мелкими игрушками. Игра-мастер-класс: К сожалению, мы очень ограничены по времени, а про макеты я готова говорить очень много, я приглашаю для участия в мастер-классе 6 человек. Предлагаю вам выбрать персональное задание. У каждой группы есть тема недели, занятие и задача к нему. Предлагаю вам обсудить как данном макете можно отработать выбранную вами задачу. Вы можете дополнить макет любым необходимым вам материалом из корзинок. Можно вырезать недостающие детали, можно использовать природный материал, игрушки. Карточки с заданиями:
Работа с залом: Пока наши коллеги обсуждают свои темы, я остановлюсь на том, что уже много лет занимаюсь созданием макетов. Была проделана огромная работа. За годы работы с ними, я испробовала разные варианты. Макеты были отпечатаны и заламинированы, склеены, сколочены… Миниатюрные и вполне себе объемные. Но в процессе их использования я начала понимать, что в первую очередь, макет должен быть действенным. Не бояться никаких манипуляций, игр, игрушек, перемещений и других операций. Макет должен свободно дополняться по замыслу ребенка в меняющихся условиях игры. Сменяемая наполняемость макета-успешное условие его использования. Так появилась идея основу для макетов шить. При чем сшить из фактурных тканей. Идей и задумок еще много. На помощь в создании макета приходят умелые руки мамы и бабушки. Согласитесь, найти человека, который шьет, куда проще, чем того, кто сколотит, отшлифует, покрасит. Да и ткани выходят более доступным вариантом. убедительно? Работа с группами: Если наши педагоги готовы, мы с радостью послушаем ваши решения. Если нет, я могу ответить на вопросы зала. Я попрошу команды презентовать свой макет. Как бы вы применили его в работе? Рефлексия: Мне бы хотелось поблагодарить вас за то, что вы приняли участие в презентации моего проекта, я очень надеюсь на то, что каждый для себя сделал те или иные выводы и конечно, мне хотелось бы обратной связи. Если у кого-то остались вопросы-буду рада пообщаться за пределами нашего мероприятия, а пока я предлагаю вам провести небольшую рефлексию. критерии оценивания на слайде. Вырезать солнышко-Интересно-Обязательно буду использовать в своей работе! Солнышко и тучка-Интересно, но скорее всего не буду использовать. Тучка-Мне это совсем не пригодится. Спасибо вам за участие! Очень надеюсь, что это маленькое солнышко или тучка, станет однажды большим вдохновением для вас! Все, что мы не можем прожить-мы вполне можем проиграть. | "#НАСТАВНИКЦЕНТР" Опыт учителя-дефектолога Куровой Антонины Владимировны Ребёнок испытывает потребность в общении с самого рождения. Он растет, и потребность в общении увеличивается. Во взаимодействии со сверстниками ребёнок усваивает разные формы поведения, учится общаться и взаимодействовать с другими детьми, добиваться своих целей. Работая с детьми с нарушением развития, мы знаем, что у детей этой категории, все психические функции развиваются своеобразно и с запаздыванием. И развитие такого ребёнка, качественно отличается от развития нормально развивающегося ребёнка. Особому ребёнку трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими людьми, а тем более со сверстниками. Отсутствие навыков общения, а так же недостаточность навыков саморегуляции, затрудняют интеграцию ребёнка в среду сверстников. У ребёнка с нарушениями психического развития наряду с трудностями поведения наблюдаются угнетения когнитивной и эмоциональной сферы. Даже у ребёнка с самыми тяжёлыми нарушениями в развитии всегда есть возможность для установления контактов. Нужно отметить, что эмоциональная связь с взрослым даёт возможность ребёнку не только расширить представления об окружающем, но и меняет представления ребёнка о самом себе. Ребёнок в результате контакта со взрослым, начинает лучше понимать свои эмоции. Эмоциональный контакт с педагогом становится «мостиком» для общения с другими. Занятие «Круг», короткое групповое занятие. Оно проводится в утренние часы. Придя в группу, ребёнок сначала наблюдает за другими, потом имеет возможность включиться в общую игру. Сидя или стоя в кругу, он имеет возможность сосредотачивать своё внимание на лицах сверстников, подражать им, в кругу легче регулировать поведение ребёнка ЦЕЛЬ занятия «КРУГ» - дать каждому ребёнку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и почувствовать себя членом коллектива ЗАДАЧИ занятия «КРУГ» - создать условия для формирования мотивации к взаимодействию и общению; - формировать образ себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми; - стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребёнка; - развитие произвольной регуляции поведения; - развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти; - формирование представлений об окружающем мире. Название «КРУГ» продиктовано расположением его участников. Такое расположение даёт возможность на время сосредоточить внимание друг на друге и на предлагаемых играх. При таком расположении дети чувствуют единение друг с другом. Дети и взрослые выступают как равноправные участники, все соблюдают очерёдность. Неизменная структура даёт возможность прогнозировать ситуацию. Ребёнок ждёт и это помогает легче принимать ситуацию и сохранить эмоциональный контакт с другими участниками. Необходимое условие проведения «КРУГА» эмоциональная и сенсорная насыщенность, сенсорные переживания наиболее доступны для детей, и именно они позволяют переживать единение с группой сверстников. Для перехода от упражнения к упражнению используются дополнительные средства (мешочек). Он привлекает внимание и именно из него достаются все предметы, которые участвуют в играх. Взрослые на занятии «КРУГ» - взрослый ведущий ключевая фигура, на которую ориентируются все дети.Он организует весь ход занятия, предлагает игры. Дети подчиняются правилам и требованиям ведущего. Остальные взрослые выступают на правах партнёров, но участвующие взрослые, помогают им соблюдать правила Этапы освоения игры «КРУГ» -
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ «КРУГ».
- сенсорные игры; - ритмические игры; - игры по правилам; - окончание КРУГа Приветствие. Начало и конец занятия строго обозначаются. Приветствие – оно может проходить в разных формах. Сенсорные игры. Создают благоприятный эмоциональный фон в группе. Стимулируют активность ребёнка. Для этого используют листья, воду, камушки, снег, сосульки. Эти игры позволяют поднять эмоциональный тонус ребёнка и увидеть эмоциональную реакцию сверстников. Ритмические игры. Цель ритмических игр – эмоциональное заражение и эмоциональное единение. Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребёнка. Внешний ритм, задаваемый взрослым, помогает ребёнку собственную активность. Если движения ребёнка регулируются внешним ритмом, ему легче менять ритм в условиях ритмически организованной деятельности ребёнок может действовать без инструкций. Игры по правилам. Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые самые простые правила предполагают, что участники действуют по очереди. Для этого в игре «КРУГ» используются игры с предметами. Основное условие – дождаться своей очереди. Можно сказать, что игра «КРУГ» может стать для ребёнка ступенькой на пути к выходу в широкий мир, где можно жить и общаться. Для каждого участника « Круг» представляет собой интерактивную среду, которая готова принять ребёнка с любыми способностями. Именно здесь ребёнок находит интересную для себя деятельность, в которой ему хочется участвовать.
|